Узелки голосовых складок у певцов – не приговор

Постоянная охриплость, усиливающаяся при голосовой нагрузке у детей и взрослых любого возраста, в большинстве случаев обусловлена наличием узелков голосовых складок.

д.мед. наук, профессор Иванченко Г.Ф., д. мед. наук Демченко Е.В.,
Кочесокова Э.А., Олейник Е.П.
Союз фониатров и логофонопедов
ЛОР Клиника профессора Г.Ф. Иванченко

Основной причиной возникновения узелков голосовых складок является перенапряжение голосового аппарата (неправильная манера пения, пение в неблагоприятных условиях, громкий крик, визг и.т.д.)

Узелки голосовых складок диагностируются в основном у лиц голосо-речевых профессий: вокалистов, актеров, педагогов, экcкурсоводов, музыкальных работников и администраторов.

При сочетании вышеуказанных факторов сосуды голосовых складок становятся проницаемы вначале для жидкой части плазмы, затем для белков. Вышедший за пределы сосудистой стенки белок свертывается, уплотняется и в виде гомогенных полупрозрачных масс лежит в толще слизистой оболочки голосовых складок, вызывая охриплость и суживая диапазон.

Узелки голосовых складок не являются тяжелым заболеванием, легко диагносцируются при использовании новых современных методов: микроларингоскопии, видеоэндоскопии и микроларингостробоскопии.

ЛОР клиника профессора Г.Ф. Иванченко Узелки голосовых складокЛОР клиника профессора Г.Ф. Иванченко Узелки голосовых складок

Рис.1

Рис.2

Эндоскопическая картина гортани пациентки Н. 30 лет (профессиональная певица)

На рис.1 хорошо видны узелки голосовых складок на вдохе. Рис.2 - узелки голосовых складок препятствуют полному замыканию голосовых складок во время фонации, суживая диапазон.

Процедура видеоэндоскопии и микроларингоскопии гортани несложная, проводится во время консультативного приема. Не требует предварительной подготовки и занимает 5-10 минут.

ЛОР клиника профессора Г.Ф. Иванченко Узелки голосовых складок

Рис.3 Рабочий момент выполнения видеоэндоскопии гортани

Недавно образовавшиеся, так называемые, певческие узелки легко подвергаются обратному развитию. Консервативная терапия узелков включает в себя комплекс общих и местных мероприятий, направленных на улучшение микроциркуляции слизистой оболочки голосовых складок. В тех случаях, когда узелки голосовых складок существуют достаточно долго, и произошло их уплотнение (фиброз) единственным методом лечения является их микрохирургическое удаление. В нашей клинике эндоларингеальное удаление узелков у большинства пациентов проводится под потенциированной анестезией под контролем операционного микроскопа специальными микроинструментами с лазерной заточкой. Хирургическое вмешательство занимает 15-20 минут. Во время проведения хирургического вмешательства пациент чувствует себя комфортно, болевые ощущения отсутствуют.

Рис.4

Рис.5

На рис. 4 и 5 представлена эндоскопическая картина гортани сразу после удаления узелков голосовых складок у двух разных пациенток.

В редких случаях, при определенных показаниях, хирургическое вмешательство выполняется под общим наркозом.

Сразу после проведения операции по удалению узелков голосовых складок у пациента появляется звучный голос. Послеоперационное лечение включает в себя голосовой режим в течение 3 недель и местную противовоспалительную терапию 7 дней.

Рис.6

Рис.7

На рис.6 и 7 представлены эндофотографии больной в отдаленном послеоперационном периоде. Голосовые складки блестящие, розовые, смыкание во время фонации полное.

Через 1 месяц после операции пациенты не только возвращаются к полноценной трудовой деятельности, но и расширяют свой репертуар.

ЛОР Клиника профессора Г.Ф. Иванченко