Эндоназальная хирургия носовой перегородки при врожденных и приобретенных деформациях наружного носа

Восстановление носового дыхания при врожденных и посттравматических деформациях носовой перегородки остается одной из актуальных задач оториноларингологии. В большинстве случаев лор-хирургами выполняется подслизистая резекция носовой перегородки по Киллиану. Практически полное удаление хрящевой и костной ткани носовой перегородки в ряде случаев приводит к уплощению наружного носа, деформации кончика носа и развитию субатрофических процессов слизистой оболочки.

В настоящее время, в связи использованием эндоскопического оборудования, наиболее оптимальным видом хирургического вмешательства является септопластика. Хороший обзор во время проведения данной операции позволяет практически полностью сохранить структуру носовой перегородки и избежать вышеуказанных осложнений. Достаточно часто искривление носовой перегородки сочетается с врожденной или приобретенной деформацией наружного носа. В данном случае даже идеально выполненная операция не приносит желаемого результата. Смещение пирамиды наружного носа в латеральном направлении и западение спинки носа не только не позволяют в полном объеме восстановить носовое дыхание, но и увеличивают объем резицируемых внутриносовых структур.

К сожалению, с 60-х годов прошлого века сотрудники большинства оториноларингологических клиник, активно занимаясь эндоназальной хирургией, прекратили выполнять операции, направленные на устранение деформаций наружного носа. В этих условиях ринопластикой в нашей стране занимаются челюстно-лицевые хирурги, профессиональные возможности которых могут обеспечить достижение только одной цели – устранение дефекта наружного носа. Выполнить же операции по восстановлению внутриносовых структур они не могут, в связи, с чем больные вынуждены дополнительно оперироваться у оториноларинголога.

В нашей клинике уже длительное время проводятся операции по одномоментному исправлению дефектов носовой перегородки и наружного носа (риносептопластика). Риносептопластика выполняется щадящим эндоназальным подходом к деформированным структурам наружного носа. Данный вид хирургического вмешательства позволяет сократить сроки послеоперационного лечения, достигнуть максимального функционального и эстетического эффекта.

Профессор, доктор медицинских наук Иванченко Г.Ф., доктор медицинских наук Демченко Елена Всеволодовна, кандидат медицинских наук Константинов Александр Евгеньевич Союз фониатров и логофонопедов