Федеральный закон от 10 июля 2001 г. n 87-фз «об ограничении курения табака» (с изменениями и дополнениями) утратил силу

Проект закона о запрете курения 2012 — прорыв в сфере здравоохранения в России

Во многих странах ограничение употребления табака и продуктов из него в общественных местах давно является нормой. В РФ о вреде курения также задумывались давно. Некоторые меры предусматривались ныне не действующим ФЗ «Об ограничении курения табака».

Так, в период с 2001 по 2008 годы была запрещена торговля такой продукцией вблизи или непосредственно внутри учебных, спортивных, культурных учреждений. Был введён запрет на продажу лицам, не достигшим 18 лет.

Проект закона о табачных изделиях 2012 года предполагал ужесточение мер против никотиновой зависимости. Однако к исполнению ФЗ «О защите здоровья населения от последствий потребления табака» был принят пошагово. Например, с 1 июня 2013 года курильщики лишены права удовлетворять свою потребность в никотине:

  • в учебных и медицинских учреждениях;
  • административных зданиях;
  • домах культуры и спорта;
  • лифтах и подъездах;
  • общественном городском и пригородном транспорте, на воздушных судах, в поездах и на морских судах дальнего следования;
  • в зданиях вокзалов, на остановках, АЗС;
  • на площадках для детей;
  • в метро и некоторых других точках.

При этом владелец помещения может обойти запрет, оборудовав специальные курительные места.

В то же время регулирование спроса на курительные продукты и принадлежности с помощью контроля цен и акцизов началось только с наступлением 2014 года. Теперь купить такие товары можно только в крупных магазинах. При этом проектом закона о табачной продукции 2012 года исключена её демонстрация в торговых залах и витринах.

По планам и прогнозам, новый закон о курении будет способствовать:

  • предупреждению заболеваний дыхательных путей и других, типичных для курильщиков болезней, их лечению;
  • защита мест общего пользования от дыма;
  • просветительской деятельности и, как следствие, сокращению числа курящих среди взрослых и подростков;
  • прекращению демонстрации табака и его производных в рекламе, СМИ;
  • установке приоритета здоровья нации над интересами производителей сигарет.

Требования к знаку о запрете курения и к порядку его размещения

УТВЕРЖДЕНЫ

приказом

Министерства здравоохранения

Российской Федерации

от 30 мая 2013 года N 340н

1. Настоящие Требования устанавливают обязательные условия, ограничения или их совокупность к знаку о запрете курения и к порядку его размещения для обозначения территорий, зданий и объектов, где курение табака запрещено.

2. Знак о запрете курения выполняется в цветографическом изображении согласноприложению к настоящим Требованиям, за исключением дополнительного знака о запрете курения, размещаемого в соответствии с пунктом 7 настоящих Требований, изображение которого может быть в ином цвете.

3. Знак о запрете курения должен быть размером не менее 200 х 200 мм, за исключением знака о запрете курения, размещаемого в транспортном средстве, и дополнительного знака о запрете курения, размещаемого в соответствии с пунктом 7 настоящих Требований, размеры которых могут быть меньше.

4. Цветографическое изображение знака о запрете курения наносится с использованием различных технологий на поверхность материала-носителя, в том числе металла, пластика, силикатного или органического стекла, самоклеющейся полимерной пленки, самоклеющейся бумаги и других материалов.

5. Знак о запрете курения может сопровождаться надписями «Не курить», «Курить запрещено», «No smoking» и (или) информацией о размере штрафов за курение.

6. Знак о запрете курения размещается у каждого входа на территории, в здания и объекты, где курение табака запрещено (у транспортных средств -на двери), а также в местах общего пользования (туалетах).

Если в помещениях здания или объекта предусмотрено оказание различных видов услуг, то знак о запрете курения размещается у входа в каждое помещение (в каждую группу помещений), в котором оказывается та или иная услуга. Если все помещения здания или объекта предназначены для оказания одного вида услуг, то знак о запрете курения размещается у каждого входа в здание или на объект.

В помещениях, предназначенных для предоставления гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания, знак о запрете курения дополнительно размещается возле места регистрации (службы приема).

7. Дополнительный знак о запрете курения может размещаться по решению собственника или иного лица, уполномоченного на то собственником:

а) на двери номера или в номере (для помещений, предназначенных для предоставления гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания);

б) возле барной стойки, в залах, включая банкетные залы, кабины и кабинеты (для помещений, предназначенных для предоставления услуг торговли, общественного питания, помещений рынков);

в) в тамбуре (для поездов);

г) в салоне (для воздушных судов).

Приложение к Требованиям. Знак о запрете курения

Приложение

к Требованиям к знаку о запрете курения

и к порядку его размещения, утвержденным

приказом Министерства здравоохранения

Российской Федерации

от 30 мая 2013 года N 340н

Общие положения закона

Федеральный закон N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» в обиходе именуется на различный лад: закон о табакокурении, закон о вреде курения, закон о защите от табачного дыма, о борьбе с курением, антитабачный закон и т.д.

ФЗ 15 был принят в Российской Федерации в феврале 2013 года. Это крайне актуальный и резонансный закон, вызвавший в свое время множество споров и обсуждений в обществе.

В соответствии с Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака — договором, принятым в качестве ответной меры на глобализацию табачной эпидемии, — закон ФЗ 15 регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

ФЗ 173 в новой редакции смотрите тут:

Путем принятия настоящего закона, Правительство России решило основательно взяться за проблему курения в стране и решить таким образом сразу несколько задач:

  • Разграничить курящих от некурящих, защитив интересы последних;
  • Позаботиться о состоянии здоровья граждан, не приобщенных к курению.
  • Основные положения ФЗ 59 читайте тут:

Закон о запрете курения представлен 25 статьями. Главными аспектами, прописанными в акте, являются:

image

  • Основные понятия, используемые в законе;
  • Охрана здоровья населения от негативного воздействия табачного дыма;
  • Полномочия государственных органов в данной сфере (федеральных, региональных и местного самоуправления);
  • Взаимодействие государства с табачными компаниями;
  • Права и обязанности физических и юридических лиц, а также предпринимателей в сфере охраны здоровья людей от влияния окружающего табачного дыма;
  • Меры предотвращения воздействия окружающего табачного дыма на граждан и организация мер по сокращению потребления сигарет и табака;
  • Запрет курения в отдельных помещениях и на отдельных территориях;
  • Меры по снижению спроса на табачную продукцию, осуществляемые через ценовую и налоговую политику;
  • Регулирование состава сигарет и обязательство по его раскрытию. Требования к упаковке и маркировке табачных изделий;
  • Информирование населения о вреде курения и об опасности его для окружающих;
  • Запрет рекламирования и спонсорства табака, а также запрет на действия, стимулирующие продажу сигарет (показ в средствах массовой информации, кино, видеоклипах и пр.);
  • Медицинская помощь, оказываемая в целях прекращения потребления табачной продукции. Лечение никотиновой зависимости, устранение последствий курения;
  • Меры по предотвращению незаконной реализации табачной продукции;
  • Ограничения торговли;
  • Запрет продажи табачной продукции несовершеннолетним гражданам, а также вовлечение детей в процесс курения;
  • Государственный надзор за соблюдением положений настоящего закона;
  • Мониторинг и оценка эффективности мероприятий, реализуемых в рамках охраны здоровья населения от курения и окружающего табачного дыма;
  • Ответственность за нарушение закона.

Закон о запрете курения — относительно «молодой» нормативный акт. Однако ввиду актуальности предмета регулирования, он подвергался множественным корректировкам и дополнениям. Последняя редакция антитабачного закона датируется декабрем 2016 года.

Где нельзя курить

Уже шесть лет действует Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ. За этот период подавляющее большинство курильщиков привыкли к введённым ограничениям и стараются их соблюдать. Места, в которых курение запрещено, обозначены специальными знаками.

Итак, закон о запрете курения 15-ФЗ (с изменениями на 2019-2020 год, статья 12) запрещает курить:

  • во всех детских образовательных учреждениях;
  • в учреждениях культуры и спорта;
  • в медицинских учреждениях;
  • во всех видах общественного транспорта;
  • на поездах дальнего следования и судах дальнего плаванья;
  • в гостиницах, хостелах и т.д.;
  • в помещениях социальных служб;
  • в местах общественного питания;
  • на рабочих местах;
  • в лифтах и подъездах жилых домов;
  • на детских площадках;
  • на пляжах;
  • на автозаправках;
  • на пассажирских платформах.

Таким образом, у курильщиков осталось не так много законных мест для курения. Тем не менее, окончательно проблема не была решена. Если в самом подъезде, за исключением специально отведенных мест (курилок), курить запрещено (на это могут пожаловаться соседи, и нарушителя привлекут к ответственности), то на улице дымить сигаретой до сих пор разрешено. Поэтому люди переместились из подъездов на улицу, либо в свою квартиру. И в том, и в другом месте они по-прежнему могут доставлять неудобства некурящим гражданам.

Если на курение на свежем воздухе жалуются не так часто, то аналогичное действие соседа в квартире может стать проблемой. Дымить на собственной территории хозяин имеет полное право. По факту, дым может поступать к соседям. Особенно если курение происходит в санузле. Много вопросов всегда возникало по поводу курения на балконах. У юристов часто спрашивают, можно ли курить на балконе своей квартиры по новому закону 2019 года. Законных способов борьбы с таким явлениям до сих пор не существовало. Жильцам самостоятельно приходилось решать этот вопрос, вплоть до смены места жительства.

Размер штрафа и правила его оплаты

image Размер штрафа за нарушение требований закона зависит от совокупности отягчающих либо смягчающих обстоятельств, непосредственно влияющих на тяжесть наказания:

Если на руках у нарушителя имеется должным образом оформленное постановление, то уплатить штраф, можно несколькими способами:

  1. Через кассу банка.
  2. Провести оплату, воспользовавшись банкоматом.
  3. Воспользоваться личным кабинетом Сбербанка.
  4. При помощи мобильного приложения ФССП.
  5. Перечислить при помощи смартфона.
  6. Обратиться к услугам электронных платежных систем.

Частые вопросы

Какие основные положения содержались в Федеральном законе от 10 июля 2001 г. n 87-фз «об ограничении курения табака»?

В законе были установлены запреты на курение табака в общественных местах, в том числе в местах массового скопления людей, на транспорте, в медицинских учреждениях, образовательных учреждениях и других местах.

Какие изменения и дополнения были внесены в Федеральный закон от 10 июля 2001 г. n 87-фз «об ограничении курения табака»?

В последующие годы в закон были внесены изменения и дополнения, направленные на ужесточение мер по борьбе с курением, расширение списка мест, где запрещено курение, и увеличение штрафов за нарушение закона.

Полезные советы

СОВЕТ №1

Изучите последние изменения в законодательстве о курении табака, чтобы быть в курсе текущих правил и ограничений.

СОВЕТ №2

Ищите информацию о мерах по борьбе с курением в вашем регионе, так как могут существовать местные законы и инициативы, касающиеся этой проблемы.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации