Антитабачному закону пять лет: результаты, проблемы, решения

Новый законопроект 2015 года

Законы об ограничении курения табака, которые были приняты не так давно, направлены на то, чтобы запретить употребление сигарет не только в открытых, но и закрытых местах общественного пользования.

Какие пункты были утверждены новым проектом?

  1. абсолютный запрет на употребление табачной продукции в неположенных местах;
  2. поэтапное ограничение табакокурения в воздушных судах и поездах;
  3. запрет на рекламирование сигарет и участие табачных компаний в спонсировании общественных мероприятий;
  4. ответственность за малейшее нарушение положений, прописанных в антитабачных проектах;
  5. меры медицинского характера, позволяющие гражданам избавиться от никотиновой зависимости.

Чем новый закон об ограничении курения отличается от того, что был принят еще в 2013 году?

Согласно новым правилам, значительно расширился перечень общественных мест, где нельзя употреблять сигареты:

  • аэропорты и перроны вокзалов;
  • рестораны и гостиницы;
  • АЗС и общественный транспорт;
  • поезда и самолеты;
  • подъезды жилых домов и детские площадки.

Кроме того, по новому закону курение вблизи определенных объектов категорически запрещается.

Согласно антитабачному проекту, нельзя находиться ближе 15 м с дымящейся сигаретой возле следующих объектов:

  • железнодорожных вокзалов;
  • станций метро;
  • портов;
  • автовокзалов.

О чем говорит Трудовой Кодекс по поводу курения на рабочем месте? Нормативные документы

Можно ли курить на рабочем месте?

Трудовой Кодекс (ТК) – это один из основных документов, регулирующих отношения работодателя и наемного сотрудника.

Для начала познакомимся с основными терминами, необходимыми для дальнейшего обсуждения данного вопроса.

Рабочее место – это место, куда работник должен прибыть для исполнения своих трудовых обязанностей. Также во время рабочего процесса сотрудник должен соблюдать все прописанные данной организацией порядки и правила, и должен понимать, что их несоблюдение может повлечь за собой дисциплинарную ответственность, предусмотренную уставом предприятия и выражающуюся в виде замечания, выговора или даже .

Дисциплинарная ответственность – это юридическая ответственность. Она выражается в применении , которые учреждение, предприятие или организация могут применить по отношению к сотруднику, из-за совершения им дисциплинарного проступка, а говоря другими словами – за несоблюдение внутренних правил данного предприятия или организации.

Что касается информации о перерывах для курения в самом Трудовом Кодексе, то нужно знать, что в нем на этот счет нет никакой конкретной информации разрешающей или запрещающей курение в рабочее время. То есть официально законом не предусмотрена организация перерыва для курения во время рабочего процесса.

image

Создаются специально отведенные для этого места.

В связи с этим работодатель может запретить курить на работе специальным актом и при этом он не будет нести никакой ответственности за непредставление данного перерыва сотруднику.

А если последний будет все-таки нарушать запрет, то к нему могут быть применены меры дисциплинарной ответственности, проще говоря – замечание для начала, выговор и увольнение в дальнейшем.

Но стоит учитывать тот факт, что если курение запрещено на территории предприятия, то сотрудник не будет нести ответственность, если факт курения им в рабочее время будет зафиксирован за пределами предприятия.

К примеру, если рабочие обязанности сотрудника подразумевают разъезды по городу, то несмотря на то, что он находится при исполнении своих рабочих обязанностей, его нельзя будет привлечь к административной ответственности, так как он курил за территорией организации, а запрет действует только на ее территории.

Единственным исключением здесь может быть – это нарушение работником правил пожарной безопасности при работе с объектами газового хозяйства и с другими пожароопасными объектами.

Еще один момент, на который стоит обратить внимание – это специфика работы данного сотрудника. Ряд профессий предусматривает прямое общение с клиентом и близкий контакт с ним (парикмахеры, массажисты и т.д.) и сотрудник, помимо беспокойства о возможной дисциплинарной ответственности за нарушение установленных правил, должен понимать, что не каждому некурящему человеку понравится запах табака

Ряд профессий предусматривает прямое общение с клиентом и близкий контакт с ним (парикмахеры, массажисты и т.д.) и сотрудник, помимо беспокойства о возможной дисциплинарной ответственности за нарушение установленных правил, должен понимать, что не каждому некурящему человеку понравится запах табака.

Что касается нормативных документов, то курение на рабочем месте контролируется следующими правовыми документами:

  1. Статьей 6 ФЗ от 10.07.2001 г № 87-ФЗ, которая запрещает курение табака в общественных местах, в том числе и на рабочем месте. Но эта статья также предусматривает, что для курения должны быть организованы специально отведенные для этого места, о наличии которых должен позаботиться работодатель;
  2. А вот cтатья 10 и статья 12 ФЗ от 23.02.2013 г №15-ФЗ, разрешает работодателю и вовсе запретить курение на территории и в помещениях предприятия, а также приветствуется с его стороны организация мер для стимулирования курящих работников отказаться от сигарет.

Антитабачный закон 2013: где нельзя курить

Антитабачный закон 2013 вступил в силу в пятницу, 15 ноября. Список запрещенных для курения мест в России выглядит таким образом: помещения учебных заведений и учреждений культуры (театры, музеи, галереи), стадионы и другие спортивные объекты, медицинские, реабилитационные и санаторно-курортные учреждения, здания социальных служб и органов по делам молодежи, органов государственной власти и местного самоуправления.

Курить с 15 ноября нельзя также в подъездах жилых домов, лифтах, на пляжах и АЗС, во всех видах общественного транспорта, а также в самолетах, аэропортах, метро, железнодорожных и автовокзалах, морских и речных портах. С сигаретой можно подойти не ближе чем на 15 метров от входа транспортных объектов.

Антитабачный закон 2013: штрафы

Для тех, кто нарушает требования антитабачного закона, предусмотрены штрафы. Так, за курение в подъездах и местах общественного пользования придется заплатить от 500 до 1,5 тыс. рублей. На ту же сумму похудеют кошельки курящих ближе, чем в 15 метрах от входов в аэропорты, вокзалы, больницы, учебные заведения. Максимальный размер штрафа  – от 2 до 3 тыс. рублей — установлен для любителей подымить на детских площадках.

Штрафы установлены не только для курильщиков, но и для продавцов табачных изделий. Продал сигареты несовершеннолетнему — выложи 3-5 тыс. рублей штрафа, если ты рядовой гражданин.

Должностное лицо поплатиться за то же действие штрафом в  30-50 тыс. рублей, а юридическое — в 100-150 тыс. Отбить у родителей ребенка или его законных представителей желание приучать свое чадо к сигарете призван штраф в 2-3 тыс. рублей.

Коснулся закон о запрете курения в общественных местах и работодателей. Они обязаны обеспечить его соблюдение, а именно — обустроить курилки для сотрудников. Отказ сделать это приведет к штрафу до 90 тыс. для организаций (до 40 тыс. рублей для индивидуальных предпринимателей).

И это еще не все меры, призванные избавить Россию от никотиновой зависимости. Более всего антитабачный закон должен ударить по табачным компаниям. Они теперь лишены возможности устраивать промоакции или спонсировать любые мероприятия. Попытка сделать это обернется для рекламодателя, производителя и распространителя штрафами до 600 тыс. рублей, для индивидуальных предпринимателей — от 10 до 25 тыс. рублей.

Штраф за курение с 15 ноября. Таблица

Нарушение Штраф, рублях
Курение в неположенном месте 500 — 1500
курение на детской площадке 2000 — 3000
вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака 1000 — 2000
вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака родителями 2000 — 3000

Следить за выполнением закона будут полиция, администрации метро и вокзалов. Контролировать работодателей станут Роспотребнадзор, Госпожнадзор, Ространснадзор, Росздравнадзор. Вряд ли сил этих служб хватит, чтобы проследить за всеми российскими курильщиками разом. Некоторые эксперты предполагают, что новый закон будет жить только на бумаге.

Помочь соблюдению могут сами неравнодушные граждане. Противников табака в России немало, и некоторые уже начали объединять свои силы в борьбе с курением.

К примеру, в Москве с конца октября действует «антитабачная полиция» — объединение добровольцев, которые следят за соблюдением закона о запрете курения в общественных местах. Активистов пока всего несколько десятков, до сих пор они носили  на рукавах повязки и могли лишь делать замечания нарушителям «антитабачного закона». Теперь же собираются задерживать их и передавать властям. Как это будет выглядеть на деле, судить пока сложно, вряд ли курильщики покорно будут идти на заклание.

«Все-таки рано или поздно снизится количество курильщиков, но это будет не из-за запрета, а из-за сострадания к некурящим. Я уверен, что завтра ничего не поменяется», — поделился своим мнением по поводу «антитабачного закона» известный петербургский актер и заядлый курильщик Михаил Боярский.

Развитие закона об ограничении курения в общественных местах в 2019 году

image

Непосредственно сам законопроект вызвал массу разговоров и дебатов. Было множество протестов, которые в большей части касались определения общественных мест и санкций, применяемых к нарушителям.

После официального утверждения и опубликования, было решено, что редакция будет изменяться. Это объяснялось тем, что практика применения еще не наработана и требует последовательного изучения. Предварительно был установлен срок до 2016 года, но нормативный акт претерпевает изменения и до настоящего времени.

В основном изменения вносятся по следующим пунктам:

  1. Стоимость (минимальный и максимальный порог) упаковки табачного изделия;
  2. Определение понятия общественных мест;
  3. Ужесточение санкций, которые выражаются как в увеличении штрафов, так и во внедрении иных видов наказания.

Каждое изменение обязательно проходит через общественное обсуждение, законодательную проверку и последующее нормативное утверждение.

Определение общественного места

Первоочередным требованием для принятия любого нормативного акта Государственной думой является определение зон действия закона и последующее внесение в него изменений в зависимости от изменяющейся и актуализированной обстановки.

В случае с курением, основным понятием является общественная зона. Она представляет собой место, которое не является частной собственностью физического лица, и к которому имеют неограниченный свободный доступ третьи лица.

Среди таких мест выделяют:

  • Медицинские учреждения;
  • Общеобразовательные учреждения, детские дошкольные группы частного типа;
  • Кафе, рестораны, пункты общественного питания;
  • Государственные структуры и органы местного самоуправления;
  • Вокзалы, аэропорты, автостанции и другие транспортные узлы;
  • Непосредственно в транспорте, которые осуществляет пассажирские перевозки на законном основании;
  • Лифты и подъезды, относящиеся к общему имуществу многоквартирного жилого дома;
  • Детские площадки, дворовые постройки;
  • На территории автозаправок и мест хранения горюче-смазочных материалов;
  • Открытые и закрытые рынки, магазины, торговые центры;
  • Места оказания услуг населению, в том числе, относящиеся к частной собственности.

Часть из этих мест носят абсолютный запрет на использование табачных изделий, другие же не столь категоричны и имеют специализированные комнаты, которые оснащены улучшенной системой вентиляции и не наносит вред другим посетителям.

В каких местах курение запрещено?

Некоторые из вышеперечисленных мест не носят категоричного запрета для входа курящих граждан. Как правило, это:

  • Рестораны – а именно отведенные комнаты;
  • Кафе – с определением специального помещения;
  • Поезда со специализированными вагонами;
  • Зоны свободного для курения, выделяемые на территории работодателя, как специализированное помещение для использования табачных изделий.

Другие же зоны не предполагают исключений. В связи с этим при входе подобные учреждения можно наблюдать соответствующее объявление с предупреждением о запрете и санкций за неисполнение закона.

О чем говорится в Федеральном законе № 15 «О запрете курения»

В Федеральном законе «О запрете курения в общественных местах» описаны следующие меры по:

  • определению сути понимания, что необходима охрана здоровья населения страны от влияния табачной продукции;
  • определению обязательств, граждан Российской Федерации как субъекта, оказывающего воздействие на окружающих людей продуктами горения табака;
  • определению прав и полномочий контролирующих органов правопорядка в целях обеспечения безопасности граждан.

ФЗ 15 полностью не ограничивается возможность курения для жителей РФ. Для этого нужно множество действий по снижению популярности курения в стране и ограничение возможности остальных граждан, которые не курят, вдыхать табачный дым в местах массового скопления людей.

Также в законе говорится об ограничениях, которые накладываются на способность распространения сигарет. Теперь любую табачную продукцию нельзя распространять среди несовершеннолетних, при этом места продажи, находящиеся рядом с учебными заведениями утрачивают возможность их распространения. Ко всему прочему, строго запрещается рекламирование табачной продукции и популяризация ее посредством средств массовой информации. Ведется строгий учет всех операций (экспорт, импорт), сопутствующих производству табачных изделий. Контролем занимаются специальные федеральные органы.

В федеральном законе о запрете курения на улице содержатся пункты для информирования населения о вредности табачных изделий и продуктов горения, выделяемых при курении. Любой человек, принявший решение об отказе от курения имеет возможность получить соответствующую медицинскую помощь.

Повысились и акцизные ставки. Теперь государством контролируется статистика по популярности табачной продукции. Благодаря закону созданы строгие рамки штрафов и других наказаний.

Места с ограничением возможности курения

Федеральным законом запрета курения табака ограничиваются территории, где употребление табака не запрещено.

В следующих общественных местах курильщики должны соблюдать правила и не курить, а так же не склонять к табакокурению несовершеннолетних граждан:

  • Нельзя курить на территории образовательных заведений, культурных, молодежных и спортивных заведений, а так же на тех территориях, которые получили статус государственных учреждений;
  • медицинские учреждения, в которых люди проходят курсы лечения и реабилитации;
  • общественный транспорт, а так же территории в радиусе 15 метров от вокзалов, аэропортов, портов, железнодорожных вокзалов;
  • в контролируемых местными или государственными органами власти, учреждениях;
  • в рабочей местности предприятий;
  • в лифтах общего пользования;
  • на пляжах, имеющих общую доступность;
  • на территории детских площадок;
  • на автозаправках;
  • в воздушных судах;
  • в поездах;
  • в местах временного проживания туристов или граждан РФ;
  • на территории общепитов и рынков;
  • в местах ожидания пассажирами пригородных поездов.

Исходя из поправок 2014 года, следует, что курение запрещается в ресторанах, всяческих барах, электричках, общежитиях и гостиницах

ФЗ 12 о вреде курения в местах общественного пользования

В статье 12 ФЗ 15 о запрете курения табака определяется список общественных мест, где запрещено курение. Данный список указан выше. В данной статье описаны изолированные места для курения, нормы их создания, содержание, контроль и оборудование. Федеральный закон о запрете курения определяет действие закона для тех людей, которые отбывают наказание в изоляторах и других принудительных исправительных учреждениях. Специальными органами определяются условия статьи 12 относительно оборудования помещений специального назначения, при этом не наносится вред окружающим. Такие учреждения обязаны соответствовать установленным санитарным нормам, которые определены законом. При этом концентрация вредных веществ не должна превышать установленных гигиенических норм. В компетенции уполномоченного органа власти находится контроль оснащения специальными запрещающими знаками на территориях, где запрещено курить.

Ответственность за неуплату штрафа

Действующее законодательство позволяет нарушителю антитабачного закона уплатить всего ½ размера назначенного штрафа в случае перечисления денег в течение 60 суток со дня соответствующего постановления.

Если лицо, признанное виновным, проигнорирует обязанность по уплате штрафа, взыскание будет осуществлено в принудительном порядке с привлечением службы судебных приставов.

Для начала лицу, привлеченному к административной ответственности за курение в неположенном месте, следует получить достоверную информацию о возможных исполнительных производствах, открытых в отношении него. Узнать эту информацию можно на портале государственных услуг. Для этого необходимо зарегистрироваться там, перейти на сайт ФСПП и сделать запрос.

Безответственное отношение к штрафу приведет к тому, что в отношении курильщика-нарушителя будут применены иные меры ответственности. Так, гражданин может ежемесячно лишаться части своей заработной платы, постепенно внося сумму штрафа и пеню, либо обнаружить, что на принадлежащее ему имущество наложен арест.

Неприятным сюрпризом станет и невозможность выезда за рубеж, так как к должнику может быть применено временное ограничение на пересечение границ Российской Федерации. Следует помнить, что лояльное отношение государства к должникам не безгранично, поэтому гораздо дешевле и менее хлопотно уплатить наложенный штраф вовремя.

Размер штрафа

Объем финансового наказания за несоблюдение предписаний закона № 15 прописан в КоАП.

Статья 6.23 «Штрафные санкции за вовлечение в процесс курения несовершеннолетних», в виде приобретения для них табачных изделий или «угощения» сигаретой, в объеме:

1 000 – 2 000 рублей Для посторонних граждан
2 000 – 3 000 рублей Для родителей ребенка

Статья 6.24 регламентирует:

Штраф за курение в общественном месте От 500 до 1 000 рублей
За курение на детской площадке От 2 000 – 3 000 рублей
Демонстрация табачных изделий От 2 000 до 5 000 рублей

Статья 6.25 «За нарушение закона должностными лицами, предприятиями, индивидуальными предпринимателями относительно неверного оборудования специального места или полного его отсутствия»:

Минимум 10 000 рублей
Максимум 90 000 рублей

Правила реализации табачных изделий:

Продажа табака несовершеннолетним лицам От 80 000 до 90 000 рублей
Спонсирование табака До 150 000 рублей
Демонстрация табака До 100 000 рублей
Демонстрация табака несовершеннолетним и несоблюдение правил курения перед несовершеннолетними До 100 000 рублей

Кроме этого, предусмотрен ряд штрафных санкций за несоблюдение правил рекламирования табака.

Чтобы избежать наказания и уплаты непосильных штрафных санкций, следует действовать согласно законодательству, применяя вспомогательные шаги:

  • прежде всего, следует составить для себя перечень мест, где нельзя курить и действовать согласно этим ограничениям;
  • если все же произошло правонарушение, следует помнить о КоАП РФ 15, ч. 12 в которой указывается на презумпцию невиновности;
  • если правонарушитель не согласен с выписанным штрафом, он вправе на основании ГПК подать на орган в суд;
  •  при этом правоохранители не вправе применять аудио и видео доказательства, так как это нарушение грани личной жизни человека.

Любые доказательства данного вида в суде не будут иметь юридической силы, поскольку они нарушают догмы законодательства.

Частые вопросы

Какие результаты были достигнуты за пять лет действия антитабачного закона?

За пять лет действия антитабачного закона было достигнуто снижение числа курильщиков, улучшение общественного здоровья, уменьшение пассивного курения, а также увеличение осведомленности населения о вреде курения.

Какие проблемы возникли в ходе реализации антитабачного закона?

В ходе реализации антитабачного закона возникли проблемы с контролем за соблюдением запретов на курение в общественных местах, сопротивление со стороны табачной индустрии, а также необходимость проведения дополнительных мероприятий по профилактике курения среди молодежи.

Какие решения могут быть предложены для улучшения эффективности антитабачного закона?

Для улучшения эффективности антитабачного закона могут быть предложены меры по ужесточению контроля за соблюдением запретов на курение, увеличению штрафов за нарушение закона, проведению образовательных программ о вреде курения, а также поддержке программ по борьбе с табачной зависимостью.

Полезные советы

СОВЕТ №1

Изучите результаты антитабачного закона за последние пять лет: оцените снижение числа курильщиков, улучшение общественного здоровья и другие показатели, чтобы понять эффективность закона.

СОВЕТ №2

Выявите проблемы, с которыми столкнулись власти и общество в процессе реализации антитабачного закона: возможные нарушения, недостаточная информированность населения, проблемы с контролем и т.д.

СОВЕТ №3

Предложите решения для улучшения ситуации: разработка более эффективных мер контроля, усиление пропаганды здорового образа жизни, внесение изменений в законодательство для закрытия возможных лазеек и т.д.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации